Основные организационные формы для ведения предпринимательской деятельности

Принято различать три базовых формы организации бизнеса: индивидуальная, коллективная и корпоративная.


Индивидуальная форма

Самое простое решение. Владелец бизнеса принимает решения единолично, сам несет ответственность за последствия, определяет стратегию развития и методы ее реализации. Индивидуальное предпринимательство — деятельность физического лица: оно управляет предприятием единолично. И даже если компания оформляется как юридическое лицо, всё равно полная ответственность лежит на физическом. Баланс преимуществ и недостатков показывает, что эта форма хороша в малых производствах, где не требуется привлекать значительные ресурсы и работать сразу по нескольким направлениям.

Преимущества

  • Владелец принимает самостоятельные решения и не обязан согласовывать их с другими лицами;
  • Высокий уровень стимулирования — прибыли и убытки достаются самому владельцу, они не обусловлены решениями других лиц;
  • Простота организации и структуры предприятия;
  • Возможность регулирования и оптимизации ресурсов в потребности, например, по сезону или спросу;
  • Возможность привлечения наемных работников,
  • относительная простота регистрации и взаимодействия с налоговыми органами.

Недостатки

  • Владельцу приходится одному решать множество разноплановых задач, иногда без должной компетенции;
  • Сложности в поиске высококвалифицированных работников, жаждущих стабильности;
  • Финансовые сложности с точки зрения доступности ресурсов, ограничений по кредитованию, невозможности значительно нарастить оборот средств и расширить деятельность без изменения структуры и формы организации.
  • Баланс преимуществ и недостатков показывает, что эта форма хороша в малых производствах, где не требуется привлекать значительные ресурсы и работать сразу по нескольким направлениям.

Коллективная форма

Коллективный бизнес или предпринимательство относится ко второму уровню. Эта форма организации позволяет использовать совместные ресурсы, делить прибыли и убытки, распределять обязанности по специализации или степени загруженности. Владение, управление и организация предприятия осуществляются в зависимости от условий объединения. Существует возможность привлечения других лиц и их ресурсов.
Для коллективной и индивидуальной собственности характерна возможность привлечения наемного труда и сторонних средств в виде кредитования и инвестирования.

Преимущества

  • Простота организации на этапе создания, эффективная специализация участников в управлении и стратегическом планировании;
  • Доступ к большим объемам ресурсов, возможность привлечения кредитных средств, больший потенциал развития и роста;
  • Возможность развития эффективной организационной структуры и привлечения квалифицированных кадров;
  • Более высокий уровень доверия, стабильности, оперативности в решениях.

Недостатки

  • Солидарная ответственность — ошибки одного участника приводят к потерям для всей организации и ее учредителей;
  • Зависимость от субъектов — партнер может покинуть бизнес, заболеть, передать права другому лицу;
  • Риск разногласий и принятия заведомо невыгодных, но компромиссных решений для сохранения предприятия;
  • Необходимость создания юридического лица, разработки устава организации, формирования уставного капитала, получения юридического адреса.

Корпоративная форма

На следующем уровне стоит корпоративная форма организации. Это наиболее распространенная структура в крупных компаниях, ведущих разветвленную деятельность с гарантиями защиты системы от воли частного лица в составе учредителей.

Для корпорации характерно отсутствие прямого владения со стороны создателей, а права управления возникают по мере приобретения долей. Держатель акций может не принимать прямого участия в управлении, но он получает дивиденды и временами присутствует на общем собрании акционеров. Там он получает отчеты о результатах работы и может высказать свое мнение по стратегическим вопросам.

Ответственность держателя акций определяется размером вложения, его убытки и доходы пропорциональны этой доле. В любой корпорации есть держатели больших пакетов, дающих право заблокировать управленческие решения. К руководству, как правило, привлекаются наемные менеджеры. Они имеют право приобрести часть акций, если это не приводит к конфликту интересов.

Суть корпоративной формы в том, что держатели акций не могут полностью влиять на работу компании. Крупные акционеры обязаны осуществлять продажи своих долей сначала другим акционерам, и только при их отказе — третьим лицам. Эти особенности регулируются корпоративным правом.

Корпорации привлекают к себе больше внимания со стороны органов государственного контроля и регулирования, особенно в современных условиях, когда рынки и деятельность находятся под постоянным наблюдением на международном уровне. С другой стороны, именно корпоративная форма позволяет разворачивать деятельность в нескольких странах (юрисдикциях) одновременно. Руководство корпорации обязано публиковать открытые отчеты о положении компании.

Преимущества

  • Возможность привлечения дополнительных средств за счет эмиссии ценных бумаг;
  • Привлечение квалифицированных управленцев и технических специалистов за счет большего уровня доверия к системе;
  • Независимость от смены владельцев, поскольку акции, за исключением контрольных пакетов, распространены среди большого количества лиц;
  • Распределение доходов в зависимости от степени финансового участия и защита основного капитала от прямого изъятия учредителями или владельцами акций.

Недостатки

  • Налоги платит сначала сама корпорация, а потом и акционеры;
  • отделение владения от управления, что дает возможность менеджменту использовать свое положение и ставит компанию перед необходимостью нести затраты на службы внутренней финансовой и экономической безопасности;
  • Пассивность подавляющего большинства акционеров, часто не разбирающихся в нюансах деятельности компании;
  • Зависимость от спекулятивных рыночных тенденций, перепродажи и котировки акций, если они выведены на биржи, «плавающая» в зависимости от биржевой цены акций капитализация (общая стоимость компании).